СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ПИСАТЕЛЯМ
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1. Глаголы.
Старайтесь избегать пассивных конструкций. Они убивают ясность, динамику текста, делают его скучным. Страдательный залог способен превратить любое предложение в неудобочитаемое и утомительное. Вспомните, насколько легко читается Хемингуэй: а ведь его секрет именно в глаголах.
2. Наречия.
Их, как правило, можно легко и без потери смысла заменить глаголами. Наречие с тем же значением, что и глагол, просто замусоривает предложение, делает его неуклюжим («громко орать», «полностью ошеломленный», «сильно стиснул зубы» и пр.). А «решительно» и «вероятно» лучше всего вообще исключить из своего словаря.
3. Прилагательные.
Писатели иногда используют прилагательные, обозначающие общеизвестный цвет и оттенок привычных вещей. Это, например, «бурая земля» или «желтые нарциссы». Здесь нет оригинальности: добавьте другое прилагательное (хотя бы «ослепительный»), и вы получите свежее, необычное словосочетание. А если вы собрались писать о красной земле – тогда пожалуйста. Лишь бы фразы не звучали банально. Не сорите эпитетами без причины, так как чрезмерно украшенный текст тоже способен утомить читателя.
4. Спецификаторы.
Фразы с «порядочно», «вроде», «довольно», «слегка» лишают текст убедительности. Даже «очень» чаще всего замусоривает материал. Используйте подобные слова для расстановки акцентов, а не просто так.
5. Пунктуация.
Точка спасает писателей тогда, когда нужно разбить на части громоздкое предложение. Восклицательный знак лучше использовать только в тех случаях, когда необходимо добиться особого эффекта. Точка с запятой – от этого знака веет какой-то затхлостью, он напоминает о ХIX веке. Его вполне можно заменить запятой или тире, а в длинных предложениях – точкой.
6. Слова-оповещения о смене авторской позиции.
Если вы собираетесь изменить свою позицию, предупредите об этом читателя. В таком случае вам пригодятся: «но», «поэтому», «итак», «и все же» и т. п. Когда вы начинаете предложение с «но», читателю легче понять, что далее его ждет мысль, противоречащая вышесказанному. Напротив, если вы раскроете логический поворот в конце фразы, понять его будет тяжелее.
7. Существительные, выражающие понятия.
Вереницы существительных. Иногда существительные используются вместо глаголов. С ними предложения выглядят мертвым – в нем отсутствуют живые существа. Абстрактные понятия засоряют текст. Замените их на активные глаголы, добавьте действия, и ваше произведение оживет.
8. Радикальный метод.
Чтобы построить хорошую фразу, порой достаточно выбросить из предложения ненужный фрагмент. Вместо того, чтобы перемещать, переписывать, заменять целые абзацы, проще от них избавиться и забыть – чаще всего текст от этого становится только более качественным.
9. Абзацы.
Должны быть лаконичными – по 2-3 предложения. Чтобы сделать большой абзац приятным для чтения, разбейте его на несколько коротких. Огромный фрагмент текста может просто отпугнуть заинтересовавшегося читателя. Хотя и ряд слишком коротких абзацев тоже раздражает.
10. Переписывание.
Первый вариант текста, каким бы идеальным он нам не казался, придется перечитывать и переписывать еще несколько раз. Мало кому удается с первой попытки максимально хорошо сказать то, что они хотят донести до читателя. Это, кстати, отличительная черта успешных писателей – они большую часть времени тратят именно на то, чтобы привести свое произведение в желаемый вид. Видоизменяйте, уплотняйте и очищайте готовый материал, и вы получите действительно качественный текст.
#советы_начинающим_авторам #креатив #писатель